Деловая авиация — это вариант воздушного транспорта, адаптированный к потребностям бизнеса, руководителей и компаний. Она обеспечивает эффективные, продуктивные, выгодные и безопасные деловые поездки по расписанию, часто несовместимому с коммерческими маршрутами.
Сегодня она — и выгода, и статус, и всё больше — необходимость.
История деловой авиации начинается в Европе и Америке в 1920-х годах. В 1937 году компания Beechcraft представила Twin Beech — один из первых самолетов, специально предназначенных для перевозки руководителей предприятий. Beechcraft будет производить его в течение следующих 32 лет, вплоть до 1969 года.
Следующая веха в истории деловой авиации наступает в 1958 году, когда крупнейшая авиакомпания США Pan Am начала эксплуатировать Boeing 707 — первый коммерчески успешный реактивный лайнер. С того времени бизнес получает выбор из множества бизнес-джетов, а самолёт становится не только «средством передвижения», но важнейшей частью делового имиджа.
Сегодня соотношение «имидж—удобство» распределяется примерно поровну. Вызвано это:
- большей доступностью самолётов, вертолётов деловой авиации — можно не покупать, а арендовать, появилось много бюджетных вариантов авиатранспорта;
- возрастающим неудобством коммерческих авиалиний — на них предусмотрено множество ограничений, запретов;
- ускоренным темпом жизни — нужно решать много задач, делать это быстро, а самолёт помогает эффективно планировать время, выделять его даже на отдых.
Какие задачи решает деловая авиация:
- государственные — большая часть джетов принадлежит правительствам и компаниям, которые предоставляют самолёты для перевозки чиновников;
- деловые — стремительно растёт число рейсов, заказанных руководителями предприятий, отделов продаж, маркетинга, арендованных компаниями для доставки инженеров и других сотрудников на место работы;
- задачи отдыха, обучения — можно отправить сотрудников на один или несколько дней на отдых, футбольный матч, тренинг и т. д. Всё это сплачивает команду, повышает мотивацию к работе, в итоге превращается в реальную выгоду для компании.
Преимущества современной деловой авиации:
- скорость перемещения и возможность гибко планировать свой день: находясь на борту, руководитель, менеджер может поминутно планировать свой день, делать остановки в нужных ему местах, вылетать и возвращаться в удобное время;
- эффективное использование времени и коммерческих возможностей: во время полёта можно отдыхать, а можно и работать — устраивать совещания, обучение и т. д.; наличие собственного самолёта или его аренда позволяют быстро реагировать на изменившиеся обстоятельства, не упускать новых/старых клиентов, ведь переговоры с глазу на глаз всегда эффективнее любых средств связи;
- безопасность: бизнес-джеты — одно из самых безопасных средств передвижения. Их добросовестно обслуживают, на них летают опытные пилоты, потому что работа в этой сфере престижна, приносит людям достойный доход.
Отдельно нужно упомянуть высочайший комфорт деловых перелётов. Пассажир, в зависимости от выбранного самолёта и пакета услуг, может выбрать питание из любимого ресторана, салон с полноценными спальными местами, душевыми, конференц-залами и т. д. Даже небольшие самолёты для коротких линий существенно превосходят по комфорту коммерческие.
В Европе услугами деловой авиации ежегодно пользуются около 4 миллионов человек, но цифра эта постоянно растёт. В России показатель может оказаться даже выше, потому что размеры самой страны, удалённость от мировых бизнес-центров и курортов заставляют отрасль развиваться ускоренными темпами.