Чем отличается договор фрахтования (чартер) от договора перевозки

Договор фрахтования самолёта, вертолёта (чартер) и договор перевозки грузов — две самые популярные услуги частной авиации. В том и другом случае клиент авиакомпании может перевозить грузы на самолёте, вертолёте, но условия перевозки — разные.

Что такое договор фрахтования (чартер)

Договор фрахтования закрепляет соглашение между фрахтовщиком (владельцем воздушного судна, эксплуатантом) и фрахтователем, по которому владелец обязан за определённую плату предоставить клиенту часть или весь объём вместимости борта для перевозки людей, грузов. Такие отношения регулируются 787 статьёй Гражданского кодекса РФ.

Чартерные рейсы являются нерегулярными, т. е. выполняются разово или несколько раз в то время и по тому маршруту, которые необходимы фрахтователю. При этом судно остаётся во владеющей компании и работает по типу грузового или пассажирского такси.

Чартер самолёта, вертолёта — возмездный (оплачиваемая услуга), консенсуальный. Понятие консенсуальный означает, что стороны заблаговременно согласуют время, маршрут, прочие условия договора.

Стандартно в чартере указывают наименования сторон, заключающих чартер, обозначение судна (тип, год выпуска, бортовой номер и т. д.), груза, размер фрахта, пункт отправления/загрузки и назначения/выгрузки, особые указания к маршруту (возможные и обязательные остановки), предполагаемое время в пути, на стоянках, ответственность сторон.

Что такое договор перевозки

Договор о перевозке грузов регулируется статьёй 785 Гражданского кодекса России. Согласно ей, владелец судна должен перевезти переданный ему груз в пункт назначения, отдать получателю/доверенному лицу, а клиент (отправитель) должен оплатить услугу. 

Договор предусматривает ответственность грузоперевозчика (владельца, эксплуатанта воздушного судна) за сохранность (количественную, качественную) груза, доставку его в пункт по договорённости. Срок ответственности длится, пока перевозчик не передаст груз получателю (правомочному лицу).

По этой причине после/до заключения договора перевозки обязательно составляют товарно-транспортную накладную того вида, который предусмотрен транспортным уставом компании или положениями кодекса. Без составления и получения перевозчиком товарно-транспортной накладной договор считается недействительным (так его рассматривают налоговые и правоохранительные органы), а перевозчик не несёт ответственности за то, что перевозит.

Товарно-транспортную накладную составляет сторона-инициатор перевозки. В накладной указывают все важные характеристики груза:

  • номенклатуру;

  • количество, объём, вес;

  • стоимость;

  • место погрузки—разгрузки.

Главные отличия договора фрахтования и договора перевозки:

Чартер

Договор перевозки

Клиент фрахтует часть/ полную вместимость воздушного судна, которыми он может распоряжаться по собственному усмотрению (груз, пассажиры и т. д.), согласовав это с компанией.

Клиент не фрахтует часть/полный полезный объём судна, а просто заключает соглашение на перевозку груза.

Клиент выбирает подходящее время вылета, пункт назначения, маршрут.

Клиент отправляет груз попутно — с регулярным/запланированным рейсом — или специально заказывает борт для перевозки. Стоимость перевозки в этих случаях может значительно разниться.

Клиент не составляет товарно-транспортную накладную, перевозчик не ответственен за доставку и сохранность груза.

Клиент составляет товарно-транспортную накладную, а перевозчик полностью ответственен за сохранность груза, пока не передаст его получателю.

Чартер и договор перевозки — в AeroCGL

В нашей компании вы сможете оформить чартер или договор перевозки в любую точку мира на современных воздушных судах разной вместимости. Для вас — все возможности частной авиации: выгодные условия сотрудничества, выполнение всех пожеланий клиента, не противоречащих законодательству, сервис международного уровня, абсолютно прозрачное ценообразование — без комиссий и переплат постфактум.

Мы выполняем запланированные и срочные рейсы — вы сможете получить судно уже через 3 часа после заявки. Закажите перелёт, перевозку у нас, чтобы решать все вопросы легко и быстро с помощью личного менеджера в режиме 24/7.